Игра «Задом наперед»
Когда едете в машине или летите в самолете, поиграйте с ребенком в эту игру. Возьмите какое-нибудь слово и попросите ребенка сказать его наоборот. Например, «ОБЛАКО» будет звучать как «ОКАЛБО». Детям такая игра покажется очень забавной. Если не поленитесь, то можно зашифровать, таким образом, целое послание! «Ым мител ан ером!» — к примеру. Ребенку придется очень активно напрягать свой мозг, чтобы считывать такие зеркальные слова и фразы.
«Одна буква — много слов»
Называйте по очереди существительные на одну любую выбранную букву. У кого слова закончились — тот проиграл.
Игра «Буквоед»
В этой игре необходимо подбирать к предметам описания, начинающиеся на одну и ту же букву. Например, вы увидели кошку. Ищем описание на букву К — «Кот крадется к коробке». Или вы увидели муху, значит, ищем описание на букву М —
«Мама Маши моет машину». Эта игра отлично подходит для игры в машине и стимулирует умственные процессы.
Зашифрованное слово»
Игра заключается в том, что вы выбираете слово, например «стол», и придумываете с ребенком предложение, слова которого начинаются на буквы из придуманного слова. Итак: «Ствол Тополя Очень Ломкий» или «Синий Туман Окутал Ленинград». Получается очень смешно.
«Шпионское послание»
Каждой букве алфавита присваивается цифра: А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10, Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19, Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Щ — 27, Ъ — 28, Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33. Вы загадываете слово или фразу, а ваш ребенок отгадывает. Например, слово «книга» будет выглядеть так: 12 15 10 4 1. Можно писать друг другу зашифрованные послания (например, «17 16 18 1» «19 17 1 20 30») , сделать числа вашим секретным языком. Эта игра фантастически полезна для развития математических навыков. Чтобы играть в эту игру в самолете или поезде, можно заранее подготовить карточку с буквами и соответствующими цифрами.
«6 слов»
Разговаривайте друг с другом так, чтобы в предложении было по 6 слов, причем они обязательно должны иметь смысл: «Сегодня мы наконец-то пойдем в цирк!».
«Пропавшая буква»
Представьте, что какая-то буква пропала, просто исчезла. Например, К. Вам нужно разговаривать друг с другом, избегая в словах букву К. Итак: «— Давай сходим в театр или музей? — С удовольствием. Предлагаю МХАТ. — Отличная идея, бежим за билетами!» И так далее. Во-первых, игра заставляет крепко задумываться, а во-вторых, развивает словарный запас, так как ребенок перебирает в памяти слова, ищет синонимы, подбирает разные варианты решения.
«Самый лучший день»
Вспоминайте вчерашний день в деталях. Вы удивитесь, насколько машинально мы живем. Очень непросто детально вспомнить день с утра до вечера. Вопросы могут быть такими: что ты ел на завтрак, что пил, какого цвета носки надел, какого цвета была папина рубашка, какая прическа была у мамы, сколько детей отсутствовало в школе, какую сказку читали в саду, и т. д. Все эти вопросы стимулируют память и повышают осознанность жизни.
«Минута»
Для этой игры нужно 2 или 3 игрока, в нее удобно играть всей семьей. Один задает тему, например «Природа», а второй должен за минуту рассказать о природе все, что знает. Ограничений нет, можно говорить все, что придет в голову, важно не останавливаться ровно 1 минуту. Например: «Природа — это все, что нас окружает. Однако мы привыкли называть природой какое-то особенное место, подальше от города и рядом с лесом и водой. Однажды мы ездили на природу всем классом. Учитель физкультуры помог нам сделать удочки, и мы ловили рыбу...». Время засекается на секундомере. В эту игру могут играть дети от 5 лет. Она отлично тренирует речевой аппарат, способность быстро находить решение, выступать на заданные темы. Учите ребенка плавно переходить от одной темы к другой, если он вдруг не знает, что ему рассказывать. Этот навык ему очень пригодится в школе и во взрослой жизни.
«Да / Нет»
Эта известная игра станет отличным спутником во время путешествий. Загадайте в голове какой-нибудь предмет или слово, а ребенок пусть задает вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Потом поменяйтесь ролями. Учите ребенка задавать вопросы о качествах предмета, тогда отгадка найдется быстрее. Предложение: загадайте ребенку старше 6 лет слово «имя». Очень интересно наблюдать за тем, как происходит отгадка этого слова.