ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ВНЕ ШКОЛЫ
http://s3.uploads.ru/t/rak0F.jpg

Как живут семьи, дети в которых не ходят в школы?

Три истории от трёх мам, выбравших домашнее обучение.

Семейное и другие внешкольные формы образования сегодня интересуют многих родителей. Но интерес часто сопровождается страхами, сомнениями и вопросами. У большинства людей вариации словосочетания «семейное (альтернативное, свободное, естественное, …–ное) обучение» рисует в воображении следующую картину: ребёнок сидит дома, точно пришпиленный к матери, редко выходит «в мир», живёт замкнуто, мало общается со сверстниками, целыми днями играет в компьютер, изредка под давлением родителей что-то изучает по школьной программе и растёт совершенно неприспособленным к жизни. Однако опытные «нешкольники» утверждают прямо противоположное. Послушаем их истории.

Дана Бар
мама сына 10 лет и дочерей (5 и 2 лет)

Обычно о хоумскулинге говорю неохотно. Как ни странно, люди, которые не сталкивались с семейным обучением, задают примерно одни и те же вопросы, и даже в похожем порядке. Так, например, после типичного вопроса о социализации чаще всего спрашивают, чем мы занимаемся в течение дня. И часто заговорщически подмигивают: мол, все ведь знают, чем занимаются современные дети, когда не ходят в школу.

А я на этом месте впадаю в ступор, потому что, несмотря на существование общей рутины, расписания как такового у нас нет, а интересы и приоритеты часто меняются, и сложно сказать, куда в тот или иной день заведут нас любопытство и жажда познания.

Сколько раз урок ИЗО плавно переходил в урок истории, который в свою очередь заканчивался уроком географии! Сколько раз естествознание перевоплощалось в культурологию, а домоводство в биологию! Сколько раз в первый снег зимой или в первый солнечный день после месяцев вечной мерзлоты мы объявляли днем «лесной школы» и шли исследовать жизнь...

Однажды, пытаясь понять, как устроен микроскоп, мы рассматривали картинку из журнала, а в итоге урок закончился разговором об офсетной печати и просмотром видео о том, как работают офсетные принтеры. В другой раз, пытаясь рассчитать поправку в 10% при подсчётах живых особей на нашем участке мне пришлось объяснять сыну проценты, до которых мы ещё не дошли по математике.

Как-то оказалось, что у нас заплесневел хлеб, поэтому мы быстренько отковыряли кусочек и хорошенько рассмотрели его под микроскопом; не менее интересно было рассматривать многократно увеличенную грязь из-под ногтей (сложно придумать более драматическое вступление к разговору о личной гигиене).

Именно поэтому так сложно просто перечислить события дня. Случайные факты, взаимосвязи, неожиданные открытия ждут нас ежеминутно и повсеместно, если только не пробовать упаковать обучение в аккуратную коробочку, в которой каждый предмет лежит в отдельной ячейке.

И всё-таки, как же проходят наши дни? Ритмично, как вдох и выдох.
Сын добровольно встаёт очень рано по будильнику. Дети читают, рисуют или играют. После завтрака сын начинает самостоятельные занятия по заранее намеченному нами плану. Там есть и математика, и грамматика, и письмо, но учебники — всего лишь канва. Как на самом деле будет выглядеть урок, часто зависит от того, что сына на тот момент интересует.
Так, грамматика и письмо порой могут оказаться домашней газетой, а математика — расчётом радиуса разворота робота. В любом случае, я нахожусь неподалеку и всегда готова ответить на вопросы сына и помочь.
Пока сын занят, средняя дочка изучает буквы, а младшая рисует, лепит или изо всех сил пытается привлечь к себе внимание старших (к сожалению, часто у неё это получается вполне успешно).

После уроков — обед, тихие игры, по желанию сон, книжки или фильм. Во второй половине дня — активное время.

Сын любит что-то мастерить или затевает шумные игры с сестрами. Сейчас он увлечён полимерной глиной, фигурками из бумаги, начал издавать газету с семейными новостями, много читает. Иногда после школы к нам заглядывают друзья детей, в тёплое время года в это время мы обязательно гуляем.

Наши дети не перегружены занятиями вне дома, поэтому у них остается много времени на свободную игру, на собственные увлечения и друг на друга, благодаря чему брат и сестры очень близки. И даже при этом успеть всё желаемое и задуманное часто бывает невозможно.
Дома мы стараемся делать всё вместе, дети активно помогают в домашних делах, так что ритуалы ухода за домом и приготовление пищи являются обязательной частью каждого дня. На все трапезы стараемся собираться вместе за столом.

В родительстве мы придерживаемся принципов «слоу-ливинг», то есть выбираем размеренность вместо спешки и ритм вместо расписания. Это, наверное, и есть ключевой момент нашей жизни на данный момент.
Школа дома совершенно не равняется чёрной доске, тётеньке в очках, и расписанию «от и до». Поэтому мы стараемся учиться везде и всегда; стремимся не спешить, не подгонять; учимся смотреть и видеть, слушать и слышать, а также сопоставлять, сравнивать, задавать вопросы, и потом из всего этого делать выводы.

Так чем же мы весь день занимаемся? Да просто живём.

Кристина Колгаева
мама трёх дочерей (9, 3 и 5 лет) и сына 3 месяцев

Наш усреднённый день выглядит примерно так: просыпаемся (не рано). Если кто-то проснулся раньше остальных, он читает. Потом все вместе валяемся в кровати, читаем, что-то обсуждаем, встаём. Перекусываем фруктами или пьём чай в зависимости от времени года. Потом (или сначала) я иду в душ, готовлю завтрак, дети тем временем идут гулять, когда завтрак готов, зову их накрывать на стол. Завтракаем. Провожаем папу на работу. Правда, иногда он уезжает, пока мы ещё спим или валяемся в постели. Убираем последствия завтрака. Потом опять дети идут гулять-играть, а я делаю какие-то домашние дела, пью чай.
В город мы едем чаще всего днём. Девочки собираются первые и их почётная обязанность — завести и/или прогреть машину, пока я собираюсь. Зачем нам в город? Это может быть поездка в музей, театр, в гости, прогулка в парке с друзьями или по городу, или поездка по моим делам.

В машине слушаем музыку, аудиокниги, девочки рисуют, играют, иногда спят. Обедаем в городе, возвращаемся чаще всего поздно, некоторые в машине уже засыпают. Периодически ездим на стройку. Там у детей масса интересных дел.

Если же мы остаемся дома, то дети так и кочуют из дома на улицу и обратно (это когда холодно, летом целый день все на улице), играют в грандиозные ролевые игры, рисуют, читают, секретничают, прыгают на батуте, качаются на качелях, катаются с горки или на велосипеде, занимаются йогой, ссорятся, играют в куклы и игрушки.

Ещё зимой чистят дорожки от снега или «рубят лёд». Иногда мы все вместе идём в лес, на болото или на ферму. Там наши занятия тоже зависят от времени года. Можем собирать цветы, шишки, жёлуди, палки, клюкву, ломать лёд в лужах, искать следы или покормить зверей на ферме, покататься на лошадях.
Периодически к нам приезжают гости, тогда дети чаще всего играют на улице, а я общаюсь с другими мамами за чашкой чая. Ближе к вечеру, к папиному возвращению, готовим обед, едим все вместе, убираем со стола. Дети опять идут гулять-играть, а мы занимаемся своими делами.

Когда уже пора спать, девочки идут мыться, чистят зубы, пьют чай и отправляются в постель. Читают. Иногда мы ложимся вместе с ними, и тогда я или папа читаем вслух, а папа рассказывает истории. На всех этапах девочки привлекаются в качестве помощниц. Старшая дочь трудится наравне со мной. Бывают дни уборки, бывают дни рукоделия или творчества. Иногда можем печь пироги, сажать цветы, смотреть кино, играть в настольные игры, рассматривать фотографии. Но все занятия, кроме уборки, у нас только по желанию.

Олина Пономаренко
мама троих сыновей (18, 16 и 8 лет)

С тех пор, как мы ушли из школы, наша жизнь кардинально изменилась и приобрела ту размеренность, о которой я только мечтать могла. Каждый новый день не похож на предыдущий, и мы его планируем сами. Но чаще всего даже не планируем, а действуем по настроению или по обстоятельствам.

Отправными точками служат наши немногочисленные занятия по расписанию — в основном, это английский и китайский, а также спорт, музыка, искусство и роботы, на которые ребёнок периодически то ходит, то нет.

Наш день может выглядеть так: утром мы везём среднего брата на лекцию по биологии (он готовится к экзаменам на аттестат), в это время сидим в кафе, читаем. Я — свою книгу, сын — свою. Выбираем кафе, где есть книги для детей на английском языке.

После лекции мы можем поехать в гости или в наш любимый музей науки, или в книжный магазин, или просто погулять в парк, либо заехать на ферму за зеленью и попить чаю.

Удивительно, но в этом «ничегонеделании» есть огромное преимущество, и ребёнок очень многому учится. Мы много беседуем, обсуждаем различные темы из разных сфер жизни — географии, истории, биологии, экологии. То есть в этом и есть смысл свободного и естественного образования, его неразрывная связь с жизнью.

Если мы слушаем в машине музыку, можем поговорить о композиторах и музыкальных инструментах; если едем сдавать вторсырьё, обсуждаем технологии переработки и проблемы экологии; если готовим обед, считаем проценты и пропорции или говорим о принципах правильного питания, ферментах и аминокислотах.

Но самое главное, на мой взгляд, — это то, что эти знания можно сразу применить в реальной жизни. К тому же ребёнок может реализовывать свои идеи и сам руководить процессом. И это не менее важный навык, чем умение читать и писать.

Когда сын занят любимым делом (сейчас это съемка мультфильмов), в процессе подготовки он узнаёт много новой информации, пишет, читает, изучает программы и много пересказывает.
Иными словами, это непрерывный процесс, в котором знания приобретаются в комплексе, через интерес и эмоциональную вовлечённость. Самое важное, что знания, полученные таким образом, не улетучиваются, а запоминаются надолго.

Дома ребёнок тоже постоянно чем-то занят. Планирует, мечтает, читает, рассказывает, задаёт вопросы, танцует и поёт. Я сейчас даже не представляю, как можно вмешиваться в этот процесс. Сын чётко знает, что ему нужно и всегда очень уверен в своём выборе.

Дома у нас есть книги, журналы, учебные программы, всё для творчества, для съёмки мультфильмов и ребёнок сам выбирает, что он будет делать. Моя задача — быть рядом (не в буквальном смысле, конечно), обеспечить его материалами, иногда вместе найти ответ на интересующий его вопрос, обсудить какие-то моменты.
Бывают дни полного безделья...
Пару раз в неделю мы смотрим какие-нибудь фильмы, чаще всего документальные, познавательные, про природу, животных, космос, анатомию человека, экологию и т. д. Сын любит смотреть видеоуроки по химии, физике, геометрии. Но в приоритете всё-таки книги, особенно научно-популярные журналы, поэтому их у нас дома всегда с лихвой.

Иногда сын вдруг решает написать книгу или комикс, или вдруг вспомнит, что у него есть программа по изучению немецкого языка и может заниматься этим целый день, а бывают дни полного безделья. Но и эти дни очень важны для ребёнка — они помогают ему перенастроиться, перезагрузиться, чтобы с новыми силами взяться за новые дела.

Вечером, перед сном, у нас ритуал — я читаю ребёнку книги. Обычно он выбирает сам, но, если конкретного «заказа» нет, это русские волшебные сказки, былины, сказки Пушкина. Иногда после этого он сам ещё читает или мы немного обсуждаем прочитанное.

Для нас такой образ жизни и способ получения знаний идеален. Никаких ранних подъёмов, домашних заданий, оценок, никакой спешки и сроков. Ребёнок получает знания в своём темпе, изучает то, что ему интересно в данный момент и зачастую в гораздо большем объёме, чем даётся в школе.
У нас есть возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка и выбирать способы, которые ему больше подходят. Например, сын не хочет делать обязательные домашние задания и не любит сейчас писать, зато прекрасно воспринимает информацию визуально и на слух, поэтому мы договариваемся с учителем китайского о соответствующем построении урока. В итоге он с удовольствием повторяет дома то, что было на занятии без всякого принуждения и конкретных заданий.

Ребёнок мой очень общительный, поэтому мы стараемся уделять внимание интересным детским мероприятиям, общаемся с семьями с детьми, в том числе с семьями анскулеров, посещаем тематические лагеря, где у ребёнка есть возможность общаться с детьми самого разного возраста.