План игр и занятий по развитию годовалого ребёнка
1. Знакомство с цветами и формами. ✴
Покажите малышу одинаковые ( по форме, содержанию: одинаковый материал и поверхность), но разные по цвету предметы. Например, разного цвета шарики для тенниса. Можно показать и назвать три цвета за один урок.
То же самое с формой, только теперь цвета и содержание одинаковые, а формы - разные, например, красный кубик и шарик. В дополнение к названия фигуры, рассказать об особенностях предметов, например, шарик может катиться, потому что он круглый, а кубик нет, т.к. катиться свободно ему мешают углы, но из-за этого он более устойчив, чем шарик.
2. Изучение букв. ✴
Есть книги с буквами, по которым можно их и изучить. Существуют магнитные азбуки, лото с буквами. Лучше показывать на букву, и озвучивать только звук, а не саму буку, как она должна звучать в алфавите: т.е. не МЭээ, а просто М без всякого Ээээ. За один раз можно проходить 4 буквы - 2 повторять с прошлого раза, и две новые. И так по кругу.
Не стоит слишком торопиться, если малышу не нравится. Буквы хорошо и даже лучше, детьми изучаются в возрасте трёх лет.
3. Обучение счёту. ✴
Покажите ребёнку карточки с красными точками по Доману и назовите их количество. Так можно показать практически количественное восприятие. В течении недели каждый день необходимо показывать сначала 10 одинаковых карточек, например, от 1 до 10, затем с каждым днём менять одну старую, на одну новую, например, 6 на 11, затем 3 на 12 и т.д. И так опять же по кругу.
Опять таки, в возрасте 3 лет, ребёнок на наглядном пособии (конфетки, яблоки, игрушки) лучше усвоит эту информацию.
4. Чтение книг. ✴
Читаем выразительно и обязательно с интонацией.
Рассмотрение картинок в книгах с родительскими комментариями и вопросами: "Покажи где колобок, собачка, лисичка..." и т.д.
5. Потанцуйте с ним под музыку. ✴
Музыка должна быть приятная, не сильно громкая. Простые движения для малыша под музыку- только в радость.
6. Развитие мелкой моторики. ✴
Пальчиковые игры ("Сорока-сорока, где была? Кашку варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала - он в лес не ходил, дрова не рубил"; "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папа, этот пальчик - мама, этот пальчи - я. Вот и вся моя семья").
Игры с маленькими предметами - перекладывание орехов, камушек, фасолин и т.д.
Работа с крупой, например, закопать маленькую игрушку в крупе - ребёнок должен её найти. Или есть ещё одна игра: В листы бумаги завернуть игрушки. Пусть таких "сюрпризиков" будет 4-5. Сначала покажите сами как развернуть, затем можно будет это сделать руками ребёнка- помочь, а затем предоставить ребёнку всё проделать самостоятельно.
7. Изучение частей тела. ✴
Постепенно достигать результата, чтоб малыш показывал все изученное не только на маме, папе, но и на себе: глазки, носик, ротик, ножки, коленки, ручки, пупочек.
8. Рисование, аппликации. ✴
Для этого нужны карандаши, фломастеры (спец. для детей), пальчиковые и обычные краски, кисточки и солёное тесто.
9. Изучение различных материалов и их свойств. ✴
Можно в процессе игры просто прокомментировать, когда ребёнок до чего-то такого дотронулся: металл, дерево, стекло, шесть, шёлк, шершавое, гладкое, холодное, тёплое, горячее и т.д..
При вечернем купании игры с водой: переливание из разных ёмкостей, пускание струйки воды - детки очень любят её ловить. Можно сделать брызгалку и дать её поиграть ребёнку и т.д.
10. Пополнение словарного запаса (пассивный способ). ✴
Нужно проговаривать вслух названия предметов, с которыми ребёнок сталкивается, играет или просто обращает внимание.
11. Знакомство с окружающим миром. ✴
Во время прогулки необходимо обращать внимание на окружающую природу: деревья, траву, дождь, времена года,…Помните о зарядке и лёгком массаже. Дети до двух лет практически сознательно не запоминают то, что с ними происходило, но будьте уверены, бессознательно у них заложится то отношение к вещам, которое вы проявили, знакомя малыша с чем-то конкретным. Об этом надо помнить всегда, когда общаетесь с ребёнком!
Растите здоровыми!